Загрузка...
Побудка: десять испытаний на прочность
Фото:
Побудка: десять испытаний на прочность

C наступлением осени начинаются будни с их нервной утренней побудкой, спорами у одежного шкафа, несделанными вовремя уроками и замечаниями учительницы.

Педагоги и психологи, между тем, считают, что «учебный год» и «нервотрепка» - необязательно синонимы. Прислушаемся к мнению специалистов.

Мы так долго ждали первого сентября… Мы предвкушали этот «день родительской независимости», подсчитывая оставшиеся до него дни, часы, минуты... И вот он пришел, восхитительный миг, когда наши чада вновь вернутся к упорядоченной жизни.

Первые сентябрьские деньки всегда проходят с радостным подъемом/ По утрам наши ученики просыпаются без особых проблем, движимые волной радостных ожиданий. Новенький портфель сияет. Мы старательно готовим сэндвичи, складываем школьную форму.

Учителя еще имеют силы приветливо улыбаться. А после ухода детворы «на работу» в гостиной и на кухне царит та самая непривычная тишина, о которой все лето мечтали измученные родители. 

Но вот проходит неделя-другая, и начинается рутина. Где-то ближе к семи утра вы заводите привычную бубнилку: «Просыпайся! Вставай! Скоро звонок!» Чуть позже раздается детский голос: «Мама, еще минуточку!», «Я это не надену», «Есть не хочу-у-у-у…», «Почему сэндвич с сыром, хочу с шоколадом».

Любовно приготовленные бутерброды со свежими овощами возвращаются из школы целыми и невредимыми, углы тетрадей начинают скручиваться трубочкой, а вас привычно подташнивает от собственных нудных реплик: «Уроки сделал?», «Когда будешь готовиться к контрольной?», «Портфель сложила?», «Может, хоть книжку почитаешь?» Хотите вы того или нет, но очень быстро наступает момент, когда летняя вольница кажется вновь недостижимой и прекрасной мечтой.

Но крепитесь: до летних каникул еще уйма времени. Предстоит утомительная череда школьных дней, включающая типичные семейные ссоры, которые специалисты считают совершенно лишними. Как их избежать? Рассмотрим десять наиболее типичных поводов для конфликта с последующим «разбором полетов».

Испытание первое
«Еще пять минут»

Семь утра, звенит будильник. «Доброе утро», - напеваете вы, открывая жалюзи, и слышите в ответ осипший со сна голос: «Еще пять минут, ладно?» В первый раз вы ласково соглашаетесь, но услышав эту фразу еще раз пять, невольно меняете интонации с нежных на крикливые.

И усугубляете малоэффективным заклинанием: «Давай же, ты опоздаешь» или: «Ну вставай, я же опаздываю»… А в висках уже колотится предчувствие предстоящего разговора с боссом или школьным учителем, неизбежного на фоне практически ежедневных опозданий.

Нравится сценарий? Вряд ли. Попробуем выйти из порочного круга.

Не позволяйте часовой стрелке вгонять вас в панику. В конце концов, на то мы и взрослые, чтобы разумно планировать свое время: проснуться на час раньше детей, спокойно выпить утренний кофе, подготовить еду и одежду для себя и для детей, а потом уж будить младшее поколение.

Ну, а если вовремя выйти никак не получается, лучше немного опоздать, зато привести ребенка в школу в спокойном состоянии – это гораздо полезнее для учебного процесса, чем прибыть своевременно, но в истерике.

Постарайтесь не выплескивать внутреннее напряжение на детей. И следите за тем, чтобы ребенок высыпался. От того, когда он отправился спать, во многом зависит и то, каким будет утро: нервным или спокойным. Лучше проявить твердость и строгость с вечера, чем скандалить и ругаться по утрам.

Испытание второе
«Мне нечего надеть»

После того как вам удалось худо-бедно поднять свое чадо с кровати, предстоит пытка выбора одежды. «Я хочу джинсы (спортивные брюки, юбку с воланом, с поясом, без пояса, кроссовки или сандалии – нужное подчеркнуть)»… Во многих семьях происходит ежедневная мировая война у шкафа, который трещит от вещей, а вы слышите одно и то же: «Мне нечего надеть».

Но детские психологи утверждают, что эту проблему можно решить относительно легко. Достаточно начать готовить одежду с вечера, перед сном. Подойдите вместе с ребенком к шкафу и выберите, что он или она оденет завтра. Если в школе – единая форма и правила касательно длины брюк и обуви, задача облегчается многократно. В средних и старших классах разговор идет уже на другом уровне, но и тут правило «Готовь форму с вечера» срабатывает безотказно.

Только не открывайте шкаф и не говорите: «Выбирай, что хочешь», потому что это лишь запутает ребенка. Если хотите, можете предлагать малышу на выбор два готовых варианта или предоставьте ему самостоятельность выбора среди нескольких кофточек, носков и штанишек.

Если утром малыш передумал, вы можете разрешить выбрать другой вариант одежды из тех, о которых шла речь вечером.

Испытание третье
«Не хочу бутерброд»

Полноценный сэндвич играет в учебном процессе далеко не последнюю роль. Желательно, чтобы хлеб был из муки грубого помола и включал белковое блюдо – хумус, сыр, яйцо или колбаса. Но только не шоколадную пасту! В ней нет никакой пищевой ценности, и после нее только захочется еще что-то перекусить.

Вот тут и возникает насущная проблема: полезный бутерброд возвращается нетронутым, и лишь шоколад имеет все шансы на съедение. Поддаваться ли на провокацию юного сластены? Ни в коем случае! Любимые лакомства можно позволять, но не каждый же день.

Спрашивайте у ребенка, что он хотел бы поесть и старайтесь отмечать, что он съел и сколько не доел из того, что вы приготовили. Так со временем вы поймете, что пользуется наибольшим успехом. Договоритесь, что если дитя будет ежедневно съедать полезный сэндвич, в пятницу вы дадите ему шоколадную пасту.

Можете вести график, помечая галочками или наклейками каждый съеденный нормальный завтрак.

Постарайтесь также приучить ребенка к завтраку дома, за столом. Для этого обязательно нужно рассчитать время пробуждения так, чтобы малыш имел хотя бы полчаса на переход из сонного состояния в «рабочее».

На завтрак дайте молоко или молочный продукт, сэндвич с сыром или с огурцом, как вариант годятся сосиски, яйцо, банан. Изредка побалуйте малыша традиционным шоколадным молоком с булочкой.

Сухой завтрак с молоком годятся не каждый день, так как обычно «детские» хлопья состоят в основном из сахара, красителей и легкоусвояемых углеводов.   

Еда – это вопрос воспитания, то есть требует времени и терпения, которых нам порой не хватает. Поэтому родителям надо все подготовить заранее, встать пораньше, чтобы ребенок спокойно, в хорошем настроении вышел из дома, после того как его организм насытился и удовлетворил жажду, а мозг получил нужное количество углеводов, повысивших концентрацию и внимательность.

Испытание четвертое
«Нам ничего не задали»

Итак, вам удалось поднять, одеть, накормить и отправить любимое чадо в школу. Но приходит время возвращения домой. Ваш ученик ест, отдыхает, после чего мы начинаем обстреливать закрытую дверь детской вопросами: «Уроки сделаны?», «У тебя будет контрольная?», «Закончил ли ты проект, который дали в начале недели?»

Скорее всего, из-за двери вы услышите: «Уже начинаю», «Вот сразу после сериала», «Мне сейчас не хочется» и «А нам ничего не задали». Если очень повезет, можете получить в ответ: «Мне нужна твоя помощь», что тоже, согласитесь, не радует. Ведь уроки задают детям, а не вам, вы свое в школе уже отбыли.

Помните песенку «Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год. Где это видано, где это слыхано: папа решает, а Вася сдает»? Не будьте же «Васиным папой»!

Если работа требует серьезных исследований и поисков информации, можете помочь ребенку, показав принципы поиска в интернете или сопроводив его в библиотеку. Ведь если ребенок перекладывает ответственность за учебу на родителей, в нем могут развиться неуверенность в себе, нежелание преодолевать трудности, отсутствие самостоятельного мышления и зависимость.

Конечно, если ребенок испытывает какие-то организационные проблемы, надо ему помочь, подготовив все необходимое – но так, чтобы свою работу он выполнял самостоятельно. То же касается и подготовки к экзаменам. Прививая умение учиться, не стоит поминутно напоминать, что завтра контрольная или что приближается срок сдачи проекта.

Ведь иначе выходит, что контрольная важнее для родителя, чем для школьника, а в результате пропадает всякий интерес к учебе. В самом крайнем случае эту контрольную он провалит. Не конец света, поверьте! Зато выводы сделает, да и наказан, видимо, будет: продумайте систему приятных поощрений за хорошие отметки и не слишком суровых, однако ощутимых порицаний за плохие.

Часто выполнение домашнего задания растягивается на долгие часы, утомляя всех вокруг и являясь крайне непродуктивным. В таком случае надо вместе установить конкретное время для выполнения уроков.

Пообедав, дети хотят отдохнуть и имеют полное право провести около часа у телевизора или компьютера, а то и поваляться на диване, ничего не делая. Им ведь, как и нам, нужно какое-то время, чтобы «проветрить мозги».

Но дальше должны вступать в силу неукоснительные домашние правила: телевизор и компьютер выключить и сесть за уроки. Откладывать выполнение домашних заданий на вечер чревато: во-первых, часов с четырех начинаются кружки и визиты друзей, во-вторых, работоспособность к вечеру резко снижается.

Привычка к нормальному обучению  закладывается в раннем возрасте. Важно приучить ребенка работать за специально отведенным для этого столом, где его не отвлекают внешние раздражители.

Испытание пятое
«Портфель сложил?»

Подготовка домашних заданий обязательно включает и этот раздел, который сам по себе является «сплошным наказанием». С первого класса задача сложить портфель должна стать неотъемлемой частью учебного процесса (закончил делать уроки - сложи портфель). Иначе это «развлечение» растягивается на целый день, а то и переносится назавтра.

Почти каждому родителю знакома такая ситуация, когда пятиминутная мелочь - «собрать портфель» - откладывается на утро. Но утром, к своему удивлению, ребенок обнаруживает, что у него исчезла тетрадь или он забыл выполнить какое-то важное домашнее задание, и общая нервотрепка только усиливается.

Испытание шестое
«Учительница терпеть меня не может!»  

Невыносимо слышать: «Учительница несправедливая», «Она меня не терпит с первого дня», «Игаль разговаривал на уроке, а из класса выгнали меня» и т.д. Конечно, легче всего во всех неприятностях обвинить учителя, тем более, что дети часто не ошибаются в своих ощущениях, а если ребенок не чувствует себя в классе комфортно, это может повлиять на его способности к учебе вообще.

Поэтому игнорировать проблему нельзя. Но не надо реагировать слишком эмоционально и сочувственно. Вместо того чтобы устраивать учителю скандалы по телефону и приходить к нему с претензиями, психологи советуют внушить ребенку, что и он несет ответственность за то, как складываются его отношения с учителем.

Надо Родитель должен выступить «примиряющей стороной» и инициировать общую беседу для обеих заинтересованных сторон, чтобы вместе конструктивно разобраться с проблемами.

Если ребенку трудно самому обратиться к учителю, можно призвать на помощь школьного консультанта, который выступит посредником и поможет обрисовать ситуацию перед учителем. Иногда, сам факт личной встречи с учителем снимает детские страхи и способствует улучшению отношений.

Испытание седьмое
«У меня пропал пенал»

Любой социально адаптированный малыш учится хранить личные вещи с пеленок: вешает на собственный крючок в детсаду свою сумку, оставляет вещи в персональном ящике и пьет только из своего стакана. С переходом в школу важно настроить ребенка на бережное отношение к своему имуществу.

В начальных классах обязательно регулярно заводите беседы о его ответственности за сохранение школьных вещей, от порядка в пенале и портфеле до аккуратно обернутых тетрадей. Стоит вывесить в детской лист с ежедневными заданиями, которые надо выполнить.

Полный набор школьных принадлежностей и четкое расписание  - обязательные условия нормальной учебы, поэтому первые два года лично проверяйте, что на завтра все собрано правильно. Начиная с девяти лет ребенок может сам отвечать за наличие школьных принадлежностей.

Тем не менее, многие дети на это не способны и в двенадцать лет, особенно если ребенок страдает дефицитом внимания. В помощь ему подготовьте список, где нужно ставить галочки по мере того, как та или иная необходимая вещь укладывается вечером в портфель.

Испытание восьмое
«Почему им покупают, а мне нет?» 

Это один из самых манипулятивных  вопросов, задаваемых детьми: таким образом они мастерски давят на «слабое место» родителей. Никто ведь не хочет, чтобы его ребенку было хуже, чем другим детям. Важно объяснять с раннего детства, что в каждой семье существуют свои правила и границы возможностей, что решения, принимаемые в одном доме, не подходят для другой семьи, поэтому нет смысла сравнивать.

Как только родители уверенно и твердо и объясняют причину, по которой «просимое» решили не покупать, ребенок очень быстро усваивает понятие «правила нашей семьи». Со временем он поймет, что наличие или отсутствие каких-то вещей еще не делает его счастливым – но только от вашей убежденности в своей правоте зависит, как быстро он поймет эту простую мысль.

Уверенный в себе родитель своим поведением внушает ребенку: покупают только то, что действительно нужно и важно, а не из стадного чувства «у всех уже есть». Отказавшись от участия в «ярмарке тщеславия», вы учите ребенка взвешивать свои желания и возможности и не подражать бездумно капризам других детей.

Испытание девятое
«Я ненавижу этот предмет»

Мой сын, например, терпеть не может уроки музыки в школе. Каждый вторник он приносит замечание учителя – болтал, смеялся, вышел в туалет и не вернулся и тому подобное. Другие дети не любят математику, литературу или учиться в принципе. Психологи говорят, что такое отношение может свидетельствовать о трудностях усвоения материала, поэтому надо обратиться за профессиональной помощью.

В случаях с уроками музыки, физкультуры, рисования можно предположить, что ребенка не интересует именно эта сфера, поэтому такой урок представляет для него возможность снять напряжение и делать то, что ему вздумается.

Надо проверить, какие отношения у ребенка с преподавателем этого предмета, кроется ли за этим нечто дополнительное. Важно внушить ребенку, что есть обязательные для изучения школьные предметы, и поэтому ничего не поделаешь – надо искать компромисс.

Подумайте вместе с ребенком, как разрешить возникшую проблему и повысить интерес к этому предмету. В идеале желательно встретиться втроем – вы, ребенок и учитель – и попытаться договориться о добром сотрудничестве.

Испытание десятое
«Не хочу спать»

Дети в равной степени настойчиво оттягивают как момент пробуждения, так и момент укладывания в постель. В некоторых семьях процесс отхождения детей ко сну превращается в настоящую пытку. Малыши хотят еще немного внимания, а родители выжаты до предела после утомительного дня и хотят покоя.

Семейные консультанты и детские психологи в один голос советуют отложить все «взрослые» дела и посвятить полчаса детям, сохраняя максимально благожелательный настрой. Обязательно объясняйте ребенку, насколько сон важен для его физического и душевного развития, для роста и настроения.

Постарайтесь каждый вечер перед сном посидеть 10-15 минут у постели ребенка, поговорить с ним, подвести итоги дня. Не скупитесь на похвалу в эти минуты. Ребенка всегда есть за что хвалить – если не за достигнутые успехи, то за честность и смелость, если он признался в каком-то проступке.

Если что-то было сделано неправильно, то это тоже подходящее время для того, чтобы поговорить о том, как надо было поступить, и как теперь улучшить ситуацию.

Многие дети засыпают с трудом. Что ж, заставить уснуть невозможно. Но введите правило, согласно которому ребенок должен лежать в постели в определенном часу, не мешая остальным членам семьи. Важно, каким тоном это говорится. Чем спокойнее атмосфера в доме, тем больше шансов, что ребенок отправится спать вовремя и в хорошем настроении.

И, разумеется, никакого телевизора в детской!

Детям старше семи лет дайте возможность немного почитать, уже забравшись в постель, а малышам читайте сами перед сном. Каждый раз напоминайте ребенку, что после укладывания в постель ни есть, ни пить, ни писать уже нельзя.

Каждый вечер незадолго до отхода ко сну напоминайте детям о необходимости искупаться, вычистить зубы, сходить в туалет и так далее. Если вы проявите настойчивость и последовательность, через месяц убедитесь, что ребенок привык ложиться спать в запланированное вами время.

Сейчас это может показаться вам недосягаемой мечтой, но учебный год еще впереди, так что есть время проработать задания и советы, приведенные в этой статье. Вполне возможно, что скоро и ваш ребенок будет спокойно отправляться спать в восемь вечера, предоставляя вам право насладиться спокойным вечером... С новым учебным годом, дорогие родители!

Считается, что израильская система просвещения, да и сами родители, мало озабочены качеством обучения в школах. На самом же деле родителей израильских школьников весьма беспокоят несделанные уроки.

По результатам опроса, проведенного на сайте www.Ifeel.co.il, 43 % родителей отметили, что именно эта тема мучит их больше всего при мыслях о начале учебного года. 34 % родителей заявили, что их чрезвычайно раздражает необходимость будить и собирать детей по утрам, 14 % ненавидят готовить бутерброды, а 8 % приходят в ужас от необходимости каждое утро слышать: «Мне нечего надеть».

Комментарии
twitter
О проекте Разместить рекламу Связаться с нами כתבו לנו • All rights reserved. Copyright ©2011 Walla! Telecommunications LTD.
Если вы считаете, что какие-либо из материалов, размещенных в рамках данного проекта, нарушают ваши права, незамедлительно свяжитесь с нами. В случае, если ваши претензии будут обоснованы, мы примем необходимые меры. При использовании оригинальных материалов сайта в онлайновых изданиях, гиперссылка на сайт «МамаИнфо» (http://mama.zahav.ru) обязательна. При перепубликации оригинальных материалов в печатных изданиях и их подаче на радио и телевидении, упоминание названия сайта mama.zahav.ru как информационного источника – обязательно. Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.