Загрузка...
Ребенок не хочет учиться: что делать
Фото: shutterstock
Ребенок не хочет учиться: что делать

Зачастую мы, взрослые, при возникновении любых проблем с ребенком склонны винить в этом самого ребенка: "он ленив, раз не хочет делать уроки", "ничего его в этой жизни не интересует", "все делает не так, как надо", "игнорирует наши мудрые советы". Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата?

Если ребенок не хочет учиться, то:

Подумайте об этом без лишних эмоций

Недаром говорят: "Холодный ум – достоинство мудреца, не кипятись, не горячись никогда". Давно известно, что все сложности легче решаются в спокойном, уравновешенном состоянии. Ребенку очень важно знать, что его родитель мудр, спокоен и уверен в успехе.

Выясните причину нежелания учиться

Основными причинами отказа от обучения являются:

- ссоры с одноклассниками,

- конфликты с педагогом или антипатия к педагогу,

- неинтересные предметы (скука),

- неподходящий режим дня (например, трудно вставать утром),

- хроническая усталость, стресс,

- надоело учить уроки и др.

Само собой, как следователь, выяснять причину не стоит. Если вы спросите ребенка: "Ну, с кем ты опять поссорился?" или "Что, опять у тебя учительница – дура?" - у вас решить проблему не получится. Ребенку и так сложно заново возвращаться в травмирующую ситуацию, а от него еще и требуется рассказать о ней.

Разговор не должен выглядеть спланированным: заговорите с ребенком о школе между прочим. Например, посмотрите вместе детский фильм про школу, так вы можете обсудить нерадивых учеников, сердитых преподавателей, конфликты между учащимися.

Позвольте ребенку выразить свое отношение к той или иной ситуации, и только потом узнайте, как обстоят его школьные дела. Похожи ли его учителя на учителей в этом фильме? Какие они – лучше, хуже, внимательнее, мудрее?

Пусть он сравнит учеников в фильме со своими одноклассниками, а школу из фильма – со своей. А возможно, он вообще расскажет о том, что задают так много уроков, что голова постоянно болит и хочется убежать в чистое поле, как сделали дети в фильме.

И вот вы выяснили причину - но как же сделать так, чтобы у ребенка появилось желание ходить в школу и учиться? Об этом мы расскажем далее.

Что делать, если у вас драчливый ребенок?

- Принять чувства ребенка: "Ты был очень разозлен на него?"

- Указать способ правильного поведения: "Если тебе что-то не нравится, ты можешь сказать ему об этом словами, а не кулаками".

- Указать личное мнение, без оскорблений личности: "Драки мне не по душе".

- Описать свои ожидания: "Я верю, что ты будешь действовать с миром".

- Вместе подумать, как можно исправить ситуацию: "Ты можешь быть более дружелюбным с одноклассниками? Тогда они не будут считать тебя драчуном. Можешь подойти к учителю и сказать о своем решении".

- Предложить альтернативу драке. Если драка назревает, можно сказать сопернику: "Я так рассержен!" - и побоксировать воздух, чтобы дать разрядку рукам. Придумайте свои варианты альтернативы.

Конфликты с педагогом

Многим родителям проще игнорировать чувства ребенка, автоматически вставая на защиту репутации учителя. Некоторые и вовсе соглашаются с мнением детей: "А твоя училка и вправду – дура", также игнорируя чувства ребенка и разрешая ему нелицеприятно отзываться о старших.

Покажем на примере, как следует поступить:

- Я ненавижу историчку! Она просто дура!
- Похоже, ты зол (принимаем чувства ребенка).
- Она мне сделала выговор за то, что я опаздал.
- Да, неприятно вышло (применяем способ активного слушания). А тебе хотелось бы не опаздывать? (моделируем начало альтернативы).
- Да. Может быть. Я могу постараться расчитывать свое время (ребенок сам находит решение).
- Ну вот, ты и разработал собственную стратегию (вывод).

Скучные предметы или лень-матушка

Лень обычно распространяется на скучные и неинтересные для ребенка предметы. Главная задача родителя – превратить отношение к учебному процессу как к чему-то приключенческому, игровому и познавательному.

Объясните ребенку, что учеба – это как компьютерная игра: прошел один уровень, попал в более усложненный, который тоже надо пройти, а в конце нужно выйти победителем. Внушайте ему дух соревнования и спортивный интерес. Поощряйте и одобряйте любые продвижения ребенка.

Не стоит в данном случае:

- сравнивать его достижения с достижениями других детей (даже если его достижения выше);

- стоять над душой у ребенка с лозунгом "Учиться, учиться и еще раз учиться", - это может вызвать отвращение к учебе;

- подстегивать интерес к нелюбимым предметам положительными примерами: равняйся на того-то и того-то. В конечном итоге ребенок начнет ненавидеть не только этого человека, но и весь учебный процесс.

Трудно вставать утром

Каждое утро для Майи и ее родителей – это испытание крепости нервов. Майу  поднимает вся семья с боем, воплями, затрещинами и взаимными оскорблениями. "Не хочу я в вашу школу, – кричит она. - Вам надо – идите сами".

Типичная ситуация, неправда ли? Что говорят родители в таких случаях? "А тебя никто не спрашивает!", "Что поделаешь? Учиться надо", "Ну-ка прекрати свои нюни! Быстро встал!". Но что бы вы ни говорили, ребенку нужно, чтобы его чувства были признаны.

Итак, что делать?

- Задайте направляющий вопрос: "Кажется, тебе не хочется идти в школу?" Ребенок начнет жаловаться, рассказывать о том, что беспокоит. Внимательно, без критики, выслушайте его. Разделите чувства: "Да, очень неприятно так рано вставать каждый день".

- Предложите пофантазировать: "Было бы неплохо вставать к 14.00, правда?"

Ребенок, скорее всего, возразит, что тогда бы уроки заканчивались очень поздно.

- Мотивируйте на решение вопроса: "А что мы могли бы сделать?"

Ребенок: "Наверно, пораньше ложиться, чтоб легче было вставать по утрам".

Хроническая усталость и стресс

Иногда причиной нежелания учиться может стать сильная усталость. Если не обращать на нее внимания, в более взрослом возрасте ребенок легко может заработать вегето-сосудистую дистонию, давление и прочие неприятности.

Определите, как устает ваш ребенок. Если усталость физическая – освободите его от дополнительных занятий, например, спортивных или каких-либо вечерних, особенно если ехать очень далеко, и ребенок поздно возвращается домой.

Плохая концентрация внимания, рассеянность, недостаточное восприятие материала – это признаки умственной усталости.

В таком случае, организуйте физическую нагрузку для ребенка – прогулки на свежем воздухе, желательно активные, спортивные занятия, танцы, плавание. А компьютерные, настольные игры, кроссворды отложите на время.

У особо впечатлительных детей легко развивается эмоциональная усталость. Они устают от быстро меняющихся событий в течение дня, стычек одноклассников, негативных историй, прочитанных в книгах, журналах, увиденных по телевизору.

Организуйте такому впечатлительному малышу "добрые часы". Вместе посмотрите добрый мультфильм, вместе сделайте интересную поделку, девочек можно научить вязать, вышивать, плести из бисера и делать из пластики различные украшения.

Надоело учить уроки!

"Не хочу учиться, надоело! Каждый день уроки задают!" – возмущается Лиза. Мама Лизы тоже недовольна. Дочка до последнего тянет с уроками: то она хочет есть, то смотреть телевизор. Уже время близится ко сну, а половина так и не сделана. Мама уже устала ее подпинывать…

Кто-то из родителей за уроки детей садится сам, кто-то скандалит до последнего, кто-то цербером стоит над "великим мучеником" и ждет, когда все закончится. Такие способы не приводят к желаемым результатам. Как решить проблему?

- Опишите проблему безоценочно: "Уже вечер, уроки не сделаны".

- Дайте информацию: "Легче делать задания, когда есть силы. Лучше всего сразу после обеда или прогулки".

- Предложите выбор: "С чего ты хочешь начать? С математики или истории?" Обычно советуют начинать со сложных уроков. Потом будет меньше сил.

- Опишите свои чувства: "Я сержусь, когда ты тянешь с уроками" или "Я очень волнуюсь, что тебя завтра спросят, а ты не готова".

- Мотивировать на решение вопроса: "А что мы могли бы сделать?"

- Сформировать вместе с ребенком удобный и приятный вариант, например: "Садиться за уроки после прогулки в 17.00. Мама придет и проверит их в 19.00. После того, как все решено, мы можем вместе поиграть во что-нибудь".

- Придумать вместе с ребенком творческие напоминалки и задорные стишки. Например, нарисовать красивый рисунок или сделать коллаж из журнальных вырезок, подписать: "Лиза, учебники по тебе соскучились", "Делу время, а потехе – час", "Все решишь ты поскорей – сразу будешь веселей!" и повесить на видном месте и т.д.

Комментарии
twitter
О проекте Разместить рекламу Связаться с нами כתבו לנו • All rights reserved. Copyright ©2011 Walla! Telecommunications LTD.
Если вы считаете, что какие-либо из материалов, размещенных в рамках данного проекта, нарушают ваши права, незамедлительно свяжитесь с нами. В случае, если ваши претензии будут обоснованы, мы примем необходимые меры. При использовании оригинальных материалов сайта в онлайновых изданиях, гиперссылка на сайт «МамаИнфо» (http://mama.zahav.ru) обязательна. При перепубликации оригинальных материалов в печатных изданиях и их подаче на радио и телевидении, упоминание названия сайта mama.zahav.ru как информационного источника – обязательно. Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.