Загрузка...
Чувство времени у малышей
Фото:
Чувство времени у малышей

Понимание маленькими детьми течения времени, осознание понятий «вчера» и «завтра», «прошлой зимой» или «будущим летом» происходит очень медленно. Чувство времени формируется в течение нескольких лет, и даже не все младшие школьники свободно оперируют временными понятиями и определяют время по часам.

Время – понятие абстрактное, поэтому маленькому ребенку, привыкшему мыслить конкретными образами, тяжело наблюдать и понимать его ход. Но если мы хотим развить мышление ребенка, то игры и занятия, развивающие чувство времени, окажут нашему малышу неоценимую помощь.

* Общаясь с двухлетним ребенком в течение дня, играя или занимаясь, комментируйте свои действия словами.

В будущем времени:

- сначала мы умоемся, потом будем завтракать
- сначала надо убрать со стола игры, а потом садиться обедать
- сначала мы поиграем в лото, потом ты будешь рисовать
- сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик

В прошедшем времени:

- сначала мы ходили погулять, потом сели обедать
- сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот
- сначала ты не умел рисовать человечка, а потом научился

Для знакомства с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких–либо последовательных действий или явлений: рост и развитие растения или животного, последовательные действия изготовления чего-либо – сначала овощи моют, потом чистят, а затем режут для салата.

* После прочтения сказок разыгрывайте их с ребенком, используя игрушки и следя за тем, чтобы малыш не путал порядок действий.

* Познакомьте ребенка с названием времен суток.

В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний найдите в детских книгах или изготовьте сами (сфотографируйте) один и тот же ландшафт в разное время суток, например, вид из вашего окна.

Попросите ребенка рассказать по картинкам, какое время на них изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), что обычно делают в это время папа и мама, он сам. Пусть пояснит, что бывает сначала, а что потом,  расположит картинки в нужном порядке (слева направо).

* Гуляя с ребенком, читая книги, обращайте внимание на признаки времен года, на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей.

Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:

- сначала появляется яйцо, а потом цыпленок
- сначала появляются почки, потом листья и цветы

Расскажите ребенку, что сезоны повторяются в определенном порядке: после осени всегда бывает зима, а в течение одного года проходят все четыре сезона – это и называется один год.

* Для ребенка 4-5 лет купите календарь, на котором весь год расположен на одной странице.

Тогда ребенок сможет наглядно представить и год в целом, и отдельно месяцы и дни. Он увидит соотношение между частями года: что больше - месяц или неделя, месяц или год. Обычно в таких календарях  мелкие цифры, поэтому вы можете самостоятельно, используя большой календарь, сделать книжку, где на каждом развороте – большая картинка вверху и один месяц внизу.

Разделите такую книжку на листы и склейте их, расположив в четыре ряда по три месяца в каждом. Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами (допишите самостоятельно). Повесьте календарь в комнате ребенка. Рассмотрите вместе с ним, как изображаются дни недели и месяцы.

Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какого месяца. Полезным будет написать дату буквами и цифрами от магнитной азбуки на холодильнике.

Итак, ребенок умеет ориентироваться в календаре. Теперь расскажите ему, что день, который наступил, кроме своего названия, называется «сегодня»,  день, который закончился - «вчера», день который наступит - «завтра». Покажите эти дни на календаре. Когда вы увидите, что понятия «вчера», «сегодня» и «завтра»  ребенок освоил, познакомьте его с понятиями «позавчера» и «послезавтра» и потренируйтесь определять эти дни на календаре.

В конце дня закрасьте вместе с ребенком клетку, обозначающую прошедший день. Когда неделя закончится, обратите внимание ребенка на то, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку. Значит, неделя закончилась и завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.

* Читающим детям сделайте небольшие карточки (например, из листков блокнота), на которых напишите большими печатными буквами названия дней недели. Предложите разложить карточки по порядку слева направо.

* Используйте календарь для планирования предстоящих событий.

Если ребенок регулярно посещает какой-то кружок, предложите ему нарисовать в соответствующих клеточках какой - либо значок, простую пиктограмму (рисунок – символ). Например, если ребенок посещает уроки музыки – это можно изобразить ноткой, спортивную секцию – что-либо, связанное с этим видом спорта.

Если  ребенку идет театр или на день рождения к другу или вы всей семьей собираетесь в отпуск, отмечайте это в календаре. Ребенок научится ждать предстоящие события, готовиться к ним.

* Закончив закрашивать очередной месяц, расскажите о том, что месяц - это четыре недели и еще 2-3 дня.

Закрашивая февраль, ребенок обратит внимание, что в этом месяце только четыре недели и без особого труда запомнит, что этот месяц самый короткий в году.

* Сделайте большие карточки с названиями месяцев и сезонов.

Пусть ребенок раскладывает их в нужном порядке – сезоны один за другим (в ряд или по кругу), месяцы один за другим (в ряд или по кругу), месяцы к соответствующим сезонам. Используя старые журналы, можно сделать карточки с картинками, изображающими времена года. Перемешайте их и предложите ребенку разложить карточки по группам в соответствии со временем года. Возле каждой группы нужно положить карточку с названием времени года.

Комментарии
twitter
О проекте Разместить рекламу Связаться с нами כתבו לנו • All rights reserved. Copyright ©2011 Walla! Telecommunications LTD.
Если вы считаете, что какие-либо из материалов, размещенных в рамках данного проекта, нарушают ваши права, незамедлительно свяжитесь с нами. В случае, если ваши претензии будут обоснованы, мы примем необходимые меры. При использовании оригинальных материалов сайта в онлайновых изданиях, гиперссылка на сайт «МамаИнфо» (http://mama.zahav.ru) обязательна. При перепубликации оригинальных материалов в печатных изданиях и их подаче на радио и телевидении, упоминание названия сайта mama.zahav.ru как информационного источника – обязательно. Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.